Автомобильные Аккумуляторы

Первая зарядка аккумулятора

Зарядка аккумулятора (речь идет о новом сухозаряженном аккумуляторе) подразделяется на:

  • Первую зарядку аккумулятора
  • Эксплуаиационную зарядку аккумулятора
  • Тренировочный цикл аккумулятора

Для первого заряда аккумулятора надо проделать следующее:

Во-первых, в аккумулятор надо залить электролит нужной плотности и не раньше чем через 20 минут и не позже 2-х часов после заливки проверить плотность электролита в каждой банке. Предварительно померив температуру электролита и внося поправки.

Если плотность понизилась не более чем на 0,03 по сравнению с плотностью, которой заливали аккумулятор, то аккумулятор можно будет в дальнейшем ставить на автомобиль.

Допускаются отклонение плотности электролита на 0,01.

Если температура электролита по истечении 2-х часов будет выше 30С, то надо дождаться пока температура электролита снизится до 30С в условиях умеренного климата и до температуры не выше 35*С в условиях тропиков.

Во-вторых, после того как температура электролита снизится аккумулятор можно ставить на первую зарядку.

Заряд аккумулятора всегда надо производить при вывернутых пробках и правильно подсоединенным к зарядному устройству. Положительную клемму аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательную — к отрицательному полюсу.

Ток заряда аккумулятора при первой зарядке составляет 0,10 номинальной емкости аккумулятора выраженной в ампер-часах. Для расчета тока зарядки конкретного аккумулятора надо его паспортную емкость разделить на 10, это и будет искомая величина зарядного тока в амперах.

В процессе первого заряда автомобильного аккумулятора через каждые 2 часа необходимо проверять напряжение аккумулятора, температуру и плотность электролита.

При повышение температуры электролита до 45*С, силу зарядного тока аккумулятора надо снизить вдвое и продолжать зарядку до того момента когда температура электролита понизится до 30—35°С. Если температура электролита не снижается, заряд аккумулятора надо на время прекратить.

Зарядка аккумулятора ведется до наступления сильного газовыделения во всех банках аккумуляторной батареи.

После начала сильного газовыделения напряжение и плотность электролита в банках аккумулятора должны оставаться неизменными в течение 2 часов.

Это признаки конца зарядки аккумулятора.

В процессе зарядки аккумулятора постепенно повышается плотность электролита и к концу заряда она принимает постоянное значение. Если в конце заряда плотность электролита окажется немного выше или ниже нормы, то ее следует довести до нормы, доливая электролит плотностью 1,4 или дистиллированную воду.

После доведения плотности до нормы зарядку аккумулятора следует еще немного продолжать для перемешивания электролита.

Время первого заряда аккумулятора будет зависеть от срока хранения его с момента изготовления. Если срок хранения батареи был не более года, то время первой зарядки аккумулятора будет длиться от 5 до 8 часов.

Таблица плотностей заряженного аккумулятора

Климатическая зона Показание ареометра заряженной АКБ
Темп. ниже -40*
1,31
Темп. до -40*С
1,29
Темп. до -30*С
1,27
Южные районы
1,25
Тропики
1,23

Эксплуатационная зарядка автомобильного аккумулятора

Периодическая эксплуатационная зарядка автомобильного аккумулятора проводится, как правило, на снятом с автомобиля аккумуляторе.

Снятый с автомобиля аккумулятор в первую очередь надо аккуратно протереть, особенно его верхнюю часть.

Перед тем как поставить аккумулятор на зарядку, надо открыть все газовые каналы у аккумулятора:

  • вывернуть пробки
  • и снять крышки банок

Затем проверить уровень электролита в банках и при необходимости довести его до нормы.

И после этого подключить аккумулятор к источнику постоянного тока.

Следует иметь ввиду, что когда аккумулятор частично разряжен, то начальный ток заряда при включении выпрямителя может резко скакнуть вверх. Поэтому величину зарядного тока следует отрегулировать на номинал не выше 1/10 ёмкости аккумулятора или меньше.

В процессе зарядки аккумулятора напряжение будет расти, а ток зарядки — уменьшаться.

Эксплуатационный заряд батареи ведется так же, как и первый заряд.

Зарядку аккумулятора надо вести до наступления обильного газовыделения во всех банках батареи. После начала обильного газовыделения напряжение и плотность электролита должны оставаться постоянными в течение 2 ч, это служит признаком конца заряда.

Помните — нельзя вести заряд большим током более 25 часов.

Потому что:

  • Электролит сильно нагреется и выкипит.
  • Пластины от нагрева может повести и они замкнут друг на друга.

Обычно нормальное время полного заряда около 15 часов.

Иногда в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора требуется выровнять плотность электролита в банках. Делать это надо небольшим током. Например плотность электролита в разных банках разная (1.23, 1.25). Тогда, подключив аккумулятор к выпрямителю, и включив его, установите ток зарядки около 2А. (Надо ориентироваться по вольтметру: напряжение должно быть не выше 14V). Время такой зарядки до двух суток.

Такой же подзаряд автомобильного аккумулятора необходимо делать и после того, как аккумулятор был разряжен "в ноль" попытками завести двигатель. Зарядкой от генератора автомобиля не получится довести параметры аккумулятора до нормы и делать такой заряд следует от отдельного выпрямителя.

Делать такой заряд надо при первой же возможности и как можно раньше, пока не началась сульфатизация пластин в аккумулятое.

Тренировочный цикл заряд-разряд аккумуляторов

Для того чтобы аккумулятор прослужил дольше ему периодически надо делать, так называемый, тренировочный цикл заряд-разряд.

Тренировочный цикл состоит из двух частей:

  • из полного заряда аккумулятора, проводимого в соответствии с правилами зарядки, но без доводки плотности электролита в конце зарядки до нормы
  • и тренировочного разряда аккумулятора на нагрузку величиной тока равной 0,1 емкости аккумулятора.

Силу тока разряда нужно поддерживать постоянной в течение всего времени разряда аккумулятора. При разряде аккумулятора надо обязательно вести учет времени. Разряд аккумулятора надо прекратить при достижении напряжения 1,7 В на одной из банке батареи.

Через 4 ч после начала разряда надо замерить напряжение всех банок аккумулятора и температуру электролита. После снижения напряжения на одной из банок до 1,85 В, напряжение надо начинать замерять через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 1,75 В на этой банке - напряжение контролировать непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на банке напряжение упадет до 1,7 В, следует замерить напряжение всех аккумуляторов и аккумулятор отключить от разрядной цепи.

После прекращения разряда можно определить какую емкость отдал аккумулятор. Для этого умножим силу разрядного тока на время разряда - это и будет отданая батареей емкость.

После разряда аккумуляторную батарею вновь подвергают нормальному заряду.

Если отданная емкость батареи была не ниже 80%, то после повторного заряда батарею можно эксплуатировать или поставить на хранение.

Если отданная емкость батареи окажется менее 80%, надо повторить тренировочный цикл.

При использовании материалов сайта активная ссылка на Автомобильные аккумуляторы обязательна! Сергей Кузнецов © 2014