Автомобильные Аккумуляторы

Как проверять аккумулятор

Когда у водителя возникает мысль, что что-то не в порядке с аккумулятором? — Когда машина не заводится!

Конечно, такая мысль может прийти и в других случаях.

Заподозрив, что что-то не в порядке с аккумулятором, и первое, что пытается сделать водитель, проверить его.

Убедиться, что аккумулятор не исправен, можно заменив его на заведомо исправный аккумулятор.

Решить, исправен или нет аккумулятор и возможно ли его "оживить", можно также сделав некоторые проверки.

После этих проверок: решать позаниматься ли со своим аккумулятором или идти и покупать новый аккумулятор.

Приняв решение попробовать "оживить" свой аккумулятор — его надо поставить на зарядку и посмотреть на следующие моменты:

  1. Заряжается ли аккумулятор.
  1. Меняется ли плотность электролита в процессе заряда.
  1. Аккумулятор вроде заряжается, но заряд не держит.

В зависимости от того что будет наблюдаться будут вытекать и последующие действия.

Что следует проверять при этом?

  1. Проверяется плотность электролита во всех банках аккумулятора.
  2. Замеряется напряжение на всех банках аккумулятора и у всего аккумулятора.
  3. Желательно проверить эти напряжения специальным тестером.

Как проверить степень разряженности аккумулятора

Степень разряженности аккумулятора, измеряя плотность электролита, можно определить следующим образом.

Из каждой банки батареи надо взять пробу электролита и ареометром замерить плотность каждой пробы.

Для внесения температурной поправки к замеренной плотности надо замерить еще и температуру электролита в аккумуляторе. В соответствии с нижеприведенной табличкой поправок прибавить или отнять к полученным показаниям ареометра.

Таблица поправок

Температура -45 -30 -15 0 15 30 45 60
Поправка к показанию -0,04 -0,03 -0,02 -0,01 0 +0,01 +0,02 +0,03

Если температура электролита больше 30С поправка прибавляется к показанию ареометра. В случае, когда температура электролита меньше 0С, тогда из показания ареометра величина поправки вычитается.

Если электролит имеет температуру от 0C до 30С, то поправку можно не вводить.

С помощью таблицы по полученным измерениям величин плотности электролита устанавливаем степень разряженности аккумуляторной батареи.

Принято считать, что уменьшение плотности электролита на 0,01 от нормы – разряд аккумулятора составляет примерно 6 процентов.

Таблица разряженности аккумуляторов

Температурная зона
Плотность электролита при температуре 15*С
Полностью
заряжена
Разряжена на 25%
Разряжена на 50%
Полностью разряжена
Темп-ра ниже -40*
1,31
1,27
1,23
1,19
Темп-ра до -40*С
1,29
1,25
1,21
1,17
Темп-ра до -30*С
1,27
1,23
1,19
1,14
Южные ра-ны
1,25
1,21
1,17
1,11
Тропики
1,23
1,19
1,15
1,09

Если хоть одна банка разряжена зимой больше чем на 25%, а летом — больше чем на 50%, аккумуляторную батарею надо снять и зарядить от отдельного зарядного устройства.

Внимание! Когда измеряется плотность электролита, необходимо следить чтобы с ареометра на поверхность аккумулятора, на кузов и другие части автомобиля не попадали капли электролита.

Электролит это собственно серная кислота, которая вызывает утечки тока, коррозию металла и т.д.

Для получения правильных результатов, не измеряйте плотность электролита в следующих случаях:

  • когда уровень электролита в банке не соответствует норме
  • когда электролит горячий или холодный (температура электролита для измерения плотности желательна 15-27*С)
  • если была долита дистиллированная вода (надо подождать, чтобы электролит перемешается. А в случае, когда батарея разряжена, может потребоваться даже и несколько часов)
  • если сделано подряд несколько включений стартера. (Надо подождать, для того чтобы выровнялась плотность электролита в каждой банке батареи)
  • если наблюдается "кипение" электролита. (Надо подождать, чтобы пузырьки в электролит, в пипетке ареометра поднялись на поверхность)

Проверка степени заряженности аккумулятора по напряжениям

Проверить автомобильный аккумулятор можно измеряя напряжения на нем.

При проверке степени разряженности аккумулятора по напряжению надо пользоваться нагрузочной вилкой. Этот прибор — нагрузочная вилка — конструктивно состоит из 2-х контактных ножек, ручки-рукоятки, нагрузочного сопротивления (которое можно включить или выключить) и вольтметра.

Как этим методом проверить автомобильный аккумулятор?

Первое что делаем — измеряем нагрузочной вилкой напряжение всей батареи, выключив нагрузочное сопротивление.

Если имеется возможность измерить напряжение на каждой банке, то измеряем напряжения и на них.

Напряжение на отдельной банке, измеренное без нагрузочного сопротивления, должно находиться в границах 2,0—2,2 вольта.

В случае, когда напряжение на банках, измеренное вилкой без сопротивления в норме, тогда делается еще измерение — измеряется напряжение на банках, но на вилке включим нагрузочное сопротивление.

Величина нагрузочного сопротивления в вилке зависит от емкости батареи.

Для батарей емкостью от 40-ка до 65 ампер-часов надо включить сопротивление величиной равной 0,018—0,020 Ом.

Когда проверяются батареи емкостью от 70 до 100 ампер-часов — включить сопротивление величиной 0,010—0,012 Ом.

Если проверяются автомобильные аккумуляторы емкостью от 100 до 135 ампер-часов, то включаются оба эти сопротивления.

При замере напряжения ножки нагрузочной вилки необходимо плотно прижать к клеммам проверяемого аккумулятора. И в конце 5-ой секунды засечь по шкале вольтметра величину напряжения.

У исправной и полностью заряженной банки аккумулятора напряжение в конце 5-ой секунды на каждой банке должно быть в границах 1,7—1,8 вольта.

О том на сколько разряжен аккумулятор можно делать вывод по таблице.

Напряжение на банке
Состояние аккумулятора
от 1,7в до 1,8 в
Заряжен на 100 процентов
от 1,6в до 1,7 в
Разряжен на 25 %
от 1,5в до 1,6 в
Разряжен на 50 %
от 1,4 до 1,5 в
Разряжен на 75 %
от 1,3в до 1,4 в
Разряжен на 100 процентов

И еще одна табличка для примерного определения как разряжена аккумуляторная батарея. В табличке учтены два параметра — плотность электролита и напряжение батареи, измеренное без нагрузки.

Разряженность в % Напряжение батареи Плотность электролита
0 12,7 вольт 1,28
20 12,5 вольт 1,245
40 12,3 вольт 1,21
60 12,3 вольт 1,175
80 11,9 вольт 1,14
100 11,7 вольт 1,10

Проверка ёмкости аккумулятора

С целью облегчения проверки аккумуляторов созданы специальные тестеры емкости свинцовых аккумуляторов.

Эти приборы позволяют мгновенно оценить износ аккумуляторов, в то время как классические методы подсчета емкости аккумуляторы требуют проведение контрольного разряда.

Сейчас выпускаются специальные тестеры для проверки емкости аккумуляторов малой, средней и большой емкостей без контрольного разряда. После секундного измерения, тестер показывает емкость аккумулятора и его напряжение.

Тест аккумулятора основан на анализе отклика аккумулятора на посылаемые тестером зондирующие импульсы специальной формы. Прибор распознает с помощью микропроцессора отклик на эти импульсы и анализирует их.

Некоторые тестеры позволяют производить проверку аккумуляторов без их отключения от нагрузки.

Этот метод оценки емкости аккумулятора с помощью приборов имеет погрешность порядка 20 процентов, но даже и такой точности достаточно, для того чтобы вынести "диагноз" аккумулятору.

Как проверить генератор и стартер

В процессе эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей иногда возникает необходимость проверить еще или генератор, или стартер, а иногда и то и другое.

Самый простой, правда, предварительный, метод проверки этих электроприборов автомобиля не требует больших затрат.

Для проверки генератора или стартера мы должны иметь прибор позволяющий измерять напряжение на аккумуляторе и заведомо знать, что аккумулятор полностью заряжен.

При работающем двигателе на 2000-2400 об/мин напряжение на аккумуляторе должно быть в пределах 13,6-14,5 В.

Если при замере получаем это значение напряжения на аккумуляторе, то значит генератор исправен.

Для того чтобы проверить стартер надо отключить подачу топлива или систему зажигания и прокрутить коленчатый вал.

Если стартер исправен, то на полностью заряженной аккумуляторной батарее напряжение не должно упасть, ниже 9,6-10,5 В.

Конечно, проверка аккумулятора только по одному признаку не достаточна для заключения. Поэтому, следует проверить как можно больше показателей.

И только по результатам замеров сделать вывод и принять решение!

При использовании материалов сайта активная ссылка на Автомобильные аккумуляторы обязательна! Сергей Кузнецов © 2014